Размер шрифта:
Цвета сайта:
Настройки:

Интервал между буквами (Кернинг):

Стандартный Средний Большой

Размер шрифта:

14 20 28

 

Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Историко-краеведческий музей»
Версия для слабовидящих

Новости

75-летию Парада Победы посвящается

23.06.2020

В русской армии парады получили широкое распространение ещё в XVII—XVIII веках. На Красной площади неоднократно проводились торжественные шествия русских войск, возвращавшихся из военных парадов После переноса столицы в Санкт-Петербург в 1712 году торжественные смотры войск на Красной площади стали проводиться значительно реже.  В Петербурге ежегодно проводились: зимний парад — на Дворцовой площади и весенний — на Царицином Лугу (ныне - Марсово поле). В Красном Селе проводили летний парад и большие смотры войск.

В СССР военные парады тоже проводились регулярно, с подобающим супердержаве размахом, но особое место занимают два из них: 7 ноября 1941 года в военной Москве  и конечно Парад Победы 24 июня 1945 года. 

Парад, состоявшийся 7 ноября 1941 года на Красной площади, проходил  в разгар битвы за Москву, когда линия фронта находилась всего в нескольких десятках километров от столицы. Это считалось очень важной военной операцией, т.к. парад имел большое влияние на боевой дух Красной армии и мирного населения.

Участниками Парада на Красной площади в Москве  7 ноября 1941 года были два уроженца Кардымовского района: Прокуденков Федор Михайлович и Шитиков Василий Яковлевич.

Прямо с Парада все его участники отправились прямиком на фронт бить врага.

Федор Прокуденков был отправлен на Северо-Западный фронт в 125 полк первой Московской ополченческой стрелковой дивизии. В январе он получил боевое крещение, а в феврале был тяжело ранен и отправлен на лечение в госпиталь города Ярославля. После трех месяцев лечения Федор выписался и был направлен в город Вышний-Волочек Калининской области на курсы средних командиров. Проучившись три месяца, летом 1942 года, в звании младшего лейтенанта он был направлен на Северо-Западный фронт командиром стрелкового взвода. В одном из боев  Федор снова был тяжело ранен в грудь и голову и снова оказался в госпитале. Целых семь месяцев врачи боролись за жизнь Федора Прокуденкова и он выжил. Затем еще целый год он находился  на лечении в доме инвалидов.

После освобождения в 1943 году Смоленской области он вернулся домой – в родную деревню Заборье Кардымовского района. Боевые будни сменились на трудовые.

Прокуденков Федор Михайлович работал  председателем Дубровского сельского совета, счетоводом в колхозе «Красный флот», в колхозе «Новый Путь» трудился на разных сельскохозяйственных работах.

Федор Михайлович награжден медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».  Уже в мирное время он был удостоен двух орденов Отечественной войны  I и II степеней.

Военная судьба Шитикова Василия Яковлевича  1919 года рождения (д. Титково Кардымовского района) сложилась более удачно. Ему посчастливилось пройти всю войну  и встретить Победу в  самом логове врага – Берлине и даже стрелять из своей пушки по Рейхстагу.

Василий  служил Гвардии  старшим  сержантом  30 гв. пабр. Награжден двумя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны II степени,   медалями «За освобождение Варшавы», «За боевые заслуги», «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.»

Одним из непосредственных участников Парада Победы в Москве в 1945 году был наш земляк – Королев Александр Нилович.

Во время Великой Отечественной войны он служил в 8 МАК, 116 бригаде, помощником начальника 3 батальона 2-го Белорусского фронта. Участвовал в освобождении Польшы, Прибалтики, дошел со своим батальоном до Германии. За военные заслуги награждён двумя орденами Красной Звезды, орденом  Отечественной войны II степени, медалями «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг» и благодарностями от военного командования.

Родился  Александр Нилович 15 ноября в деревне Минино Кардымовского района Смоленской области. Закончил семь классов Шестаковской школы и до войны работал на Ярцевской текстильной фабрике, а затем  на судостроительном заводе в Ленинграде.

После  войны Королев А.Н.  работал на руководящих постах в Литве и Псковской области. В 1969 году переехал в Ярцево, где трудился на Машиностроительном заводе.

Участник Поезда Победы 2005 года Ковалев Николай Стефанович

21 июля 1945 года из Берлина в Москву на Белорусский вокзал, через 73 дня после окончания Великой Отечественной войны,  прибыл первый поезд с победителями.

Это событие сразу стало одним из самых известных и ярких символов Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Сотни тысяч ликующих людей встречали солдат, которые наконец-то вернулись на родину.

В год 50-летия Победы в Великой Отечественной войне впервые  была проведена Акция – Поезд Победы.

9 мая 1995 года  отправился в путь «Поезд Победы» - настоящий паровоз, на котором совершили историческую поездку ветераны Великой Отечественной войны. С тех пор эта традиция в РЖД стала ежегодной.

Участником поезда Победы в 2005 году стал наш земляк Ковалев Николай Стефанович. Поезд отправился 5 мая из Бреста. Он останавливался в Минске, Орше, Смоленске, Гагарине, Бородино. В местах остановки проходили концерты, мемориально-патриотические и культурно-массовые акции. Вместе с ветеранами ехали Александра Пахмутова, Николай Добронравов, Андрей Дементьев, Ренат Ибрагимов, Тамара Гвердцители, художественный руководитель акции — Иосиф Кобзон.

В поезде из Бреста в Москву доставили легендарное знамя Победы. Организаторы попытались воссоздать на Белорусском вокзале атмосферу встречи победителей в 1945 году. На путях Белорусского вокзала стояли отреставрированный поезд образца 40-х годов, эшелон с военной техникой. Площадь Белорусского вокзала, где собралось несколько тысяч горожан, превратилась в концертную площадку.

Николай Стефанович  Ковалев родом из деревни Слотово Первомайского сельского поселения Кардымовского райорона. В годы Великой Отечественной войны ему было суждено  пережить оккупацию,  а  2 октября  1943 года, по достижению призывного возраста, он был призван в армию. В марте 1943 года Николай Ковалев  попал на фронт на территорию Польши.  Служил связистом.

Победу ему довелось встретить в Берлине, где он и продолжил службу вплоть до 1949 года. Ковалев Николай Стефанович награжден: медалями:  «За боевые заслуги», «За взятие Берлина», "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 -1945 гг".

 После службы в армии Н.С Ковалев трудился на Вачковском молокозаводе, затем  более 20 лет проработал в леспромхозе в Республике Коми  водителем мотовоза. За доблестный труд  был удостоен высокой награды – ордена Октябрьской революции. После выхода на заслуженный отдых проживал в поселке Кардымово, был активным участником общественной жизни района.

Многократный  участник парадов на Красной площади Подгорный Станислав Нестерович

Подгорный Станислав Нестерович, майор запаса, целых пять раз удостаивался чести принимать участие в парадах на Красной площади.

Станислав Нестерович, выпускник Полтавского высшего зенитного ракетного командного училища. В 1988 г. приехал с семьей в Кардымово, где до 1992 г. возглавлял Кардымовский военный комиссариат.

Во время службы в Таманской дивизии в Подмосковье Станислав Нестерович с 1970 по 1974 гг. становился участником ежегодных парадов на Красной площади, в составе колонны вел автотехнику – ЗСУ-23-4 (Советская зенитная самоходная установка или, как её еще называли, Шилка).

Отбор кандидатур для участия в параде проходил самым серьезным образом, при тщательной проверке и с одобрения особого отдела. К участию в столь грандиозном событии привлекались только самые достойные, самые ответственные и надежные люди.

С неменьшим тщанием проводился отбор и подготовка техники.

С.Н.Подгорный: «Техника нам поставлялась эшелонами с Ульяновского завода, такая была только у нас, в Таманской дивизии.

За два месяца до парада мы приезжали на Хорошевское шоссе, там еще в 30-е годы был построен заводской аэродром. Там же проводились тренировки-репетиции к парадам.

Двигатели в машинах менялись на совершенно новые, не смотря на то, что в «старых» еще оставалось достаточно много моточасов. И конечно мы потом еще обкатывали технику, чтобы убедиться, что двигатель работает как часы.

Процедура дозаправки проводилась таким образом: заправщик, перед тем как залить топливо в бак, набирал некоторое его количество в стеклянную баночку и внимательно рассматривал на свет. Если хоть соринку обнаруживал, это топливо тут же браковали, и топливозаправщик менялся.

И сами мы относились к участию в парадах с огромной ответственностью. Оно и понятно, шутка ли, ведь на нас смотрела Москва, весь Советский Союз и даже другие страны, поэтому ударить в грязь лицом нам никак было нельзя…»

 

 

 

 

 

 


 

Назад

МБУК «Историко-краеведческий музей»

Тел.: +7 (48167) 4-13-74
E-mail: krm-museum@rambler.ru


 

© Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Историко-краеведческий музей» Администрации муниципального образования «Кардымовский район» Смоленской области, 2024

Web-canape — создание сайтов и продвижение

Яндекс.Метрика

Главная | Карта сайта | Интернет-приемная

Адрес: 215850, Смоленская область, п.Кардымово, ул.Красноармейская, д.10
Телефон: +7 (48167) 4-13-74
E-mail: krm-museum@rambler.ru